Коронавирус в пролете: что принесла пандемия российской бизнес-авиации

В 2020 году легкие вертолеты налетали в полтора-два раза больше, чем за то же время 2019-го. Почему для бизнес-авиации пандемия стала стимулом роста, объясняет основатель альянса SKYPRO Евгений Окладников.

Удар по авиационной отрасли в целом оказался очень сильным: авиакомпании, аэропорты и другие игроки рынка понесли огромные потери. Однако для рынка деловой авиации ситуация, сложившаяся в секторе гражданской авиации весной 2020 года, когда ведущие авиакомпании теряли. по некоторым оценкам, 95% пассажиропотока, а количество международных рейсов упало на 90%, оказалась неоднозначной. Одни участники рынка, как Capital Jets, закрыли свои представительства в России, другие, как Jet Suite в Америке, — и вовсе объявили о банкротстве в связи со спадом спроса на свои услуги. Однако уже на первом этапе, очень нервном из-за вводившихся ограничительных мер, бизнес-авиация в целом обнаружила и смогла заполнить новую для себя нишу. Компании стали активно предлагать услуги по эвакуации резидентов и граждан в страны их проживания, перевозить пациентов и медикаменты в труднодоступные районы.

Когда ситуация немного стабилизировалась, но прежний объем авиаперевозок не восстановился, актуальность услуг деловой авиации только возросла. Если раньше формат туристических чартеров и покресельных продаж (реализация мест в бизнес-джете по отдельности) продвигался робко и трудно, то в 2020 году он неожиданно приобрел особую востребованность: теперь клиенты выбирают частную авиацию для турпоездок и видят выгоду в перелетах на отдых в самолетах деловой авиации.

В случае если клиент не готов оплатить полностью перелет на частном самолете, ему предлагают возможность приобрести только кресло, что обойдется в зависимости от направления и дальности от €5000 до €10 000. Конечно, в отличие от аренды всего самолета, цена на которую только начинается с €10 000 и растет в зависимости от типа судна и расстояния, при покресельной продаже есть опасность, что нужное количество пассажиров не наберется и самолет не вылетит вовремя. Зато клиенты существенно экономят в сравнении со стандартной стоимостью услуг бизнес-авиации.

Читайте также  Успех во время турбулентности

С весны до осени 2020 года рынок серьезно поменялся. Если раньше клиентами были только довольно крупные бизнесмены и политики, желающие сэкономить время в деловых поездках, то теперь пассажирами бизнес-авиации стали еще и состоятельные люди, имеющие возможность позволить себе эту услугу. Из-за закрытия неба для «большой авиации» бизнес-джеты стали в некоторых случаях единственными перевозчиками на дальние расстояния.

Летний сезон показал, что изменился и внутренний туризм. Не имея возможности вылететь на привычные морские курорты за рубежом, семьи с доходами верхнего среднего класса стали активно пользоваться в путешествиях по России малыми самолетами и вертолетами. Как показывает наша внутренняя статистика, в 2020 году легкие вертолеты налетали в полтора-два раза больше, чем за то же время 2019 года.

Произошли изменения не только на рынке аренды, но и у производителей крупных бизнес-джетов — этот сегмент, обычно менее подверженный воздействию экономических колебаний, не выдержал ковидной атаки. Упали продажи таких компаний, как Bombardier, Gulfstream и Falcon. Это вынудило их снизить производство и пересмотреть в сторону уменьшения планы на ближайшее будущее.

Мы видим, что в связи со спадом деловой активности крупные мировые корпорации решили продать свои самолеты и вертолеты. В начале прошлого года они выставили свои борты на продажу, это привело к росту предложения и, соответственно, падению цен на вторичном рынке, что можно видеть из отчета Asset Insight AI2 Market Report. 

Те, кто планировал купить самолет или вертолет на вторичном рынке, смогли это сделать по более выгодным ценам. Поэтому в конце года было зафиксировано большое количество сделок на покупку вторичной авиационной техники — и самолетов, и вертолетов, что подтверждено статистикой International Aircraft Dealer’s Association. В общей сложности в период с апреля по декабрь 2020 года дилеры IADA совершили 1011 сделок, не считая прямых продаж подержанных самолетов членами-производителями ассоциации.

Читайте также  CКАЙПРО ХЕЛИКОПТЕРС: год в зачет

В России повышенный спрос на самолеты и вертолеты деловой авиации объясняется не только пандемией, но и отменой с 1 января 2020 года уплаты НДС при ввозе воздушного судна в страну для его регистрации в Российском реестре воздушных судов. Это тоже сказалось на росте отечественного парка. По неподтвержденной пока информации, за прошлый год в России было закрыто вдвое больше сделок на поставку новых самолетов и вертолетов, чем в предыдущем. Рост числа ввозимых воздушных судов спровоцировало открытие новых авиакомпаний (например, Sky Light) и сервисных центров, таких как как SKYPRO TECHNICS в Доброграде Владимирской области. Прошедший год стал переломным, заставив игроков пересмотреть стратегии и кардинально поменять подход к своей деятельности, а также открыл новые возможности для развития бизнеса: уже упомянутую покресельную продажу рейсов, внутренний туризм на бизнес-джетах или полеты в интересах санитарной авиации. Российская бизнес-авиация не просто пережила этот кризисный год, но и получила ощутимые стимулы для развития.

Источник: Forbes.ru

Добавить комментарий